главная страница приемная карта портала мелкий шрифт средний шрифт крупный шрифт помощь
 
Версия для слабовидящих
 
 
Главная / Пресс-центр / Доклады и презентации

Доклад заместителя председателя Правительства Красноярского края — министра финансов Красноярского края В.В. Бахаря на расширенном заседании коллегии министерства финансов края 18 апреля 2017 года

19.04.2017

Уважаемый Виктор Александрович,

уважаемые участники коллегии!



Свой доклад я разделил на несколько блоков. В первом разделе я остановлюсь на комплексной оценке итогов исполнения бюджета края за 2016 год. Во втором - представлю анализ текущей ситуации и немного остановлюсь на прошедшей корректировке, а в заключении обозначу задачи на среднесрочный период. При этом, перед тем как дать оценку итогам года, хотел бы показать буквально несколько слайдов с отдельными показателями Красноярского края в сравнении с другими субъектами РФ, в том числе в Сибирском федеральном округе. Прошлый год, как и 2015-ый, прошел в условиях продолжающегося влияния внешних факторов: низкие цены на нефть и цветные металлы, ослабление рубля, санкции. В 2016 году влияние всех этих факторов постепенно ослабевало, однако неустойчивость и неопределенность сохранялись. Хотел бы отметить, что в основном экономика края уже адаптировалась к новым условиям и по большинству показателей социально-экономического развития мы имеем положительную динамику в сравнении с 2015 годом, в том числе и по бюджетным параметрам.

Край входит в число устойчивых регионов-доноров, занимая 7 место в стране по наполнению федерального бюджета. С учетом хороших показателей по росту доходов бюджета края за прошедшие два года наш регион вошёл в пятёрку субъектов по параметрам бюджета. Коллеги, перед нами только Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Краснодарский край. Конечно, это значительный шаг вперёд, что еще раз подчеркивает огромный потенциал края. Красноярский край входит в десятку регионов по объему валового регионального продукта и лидирует в Сибирском федеральном округе. Восьмую строчку наш регион занимает по такому важному показателю, как объем инвестиций. По состоянию на 1 января 2017 года мы находимся на 46 месте по уровню долговой нагрузки – здесь измеряется отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета. Т.е. мы далеки от высокого уровня. Кроме того, край удерживает лидирующие позиции в рейтинге субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных, занимая почетное 3 место. По итогам прошлого года край сохранил 1 место среди регионов Сибирского федерального округа практически по всем основным показателям: по объему доходов бюджета, а также по средней заработной плате, объему отгруженных товаров и инвестициям. 

Интересен также анализ бюджетных показателей. Тенденции, сложившиеся в части динамики консолидированных бюджетов, одинаковы в большинстве регионов. На слайде приведено сопоставление края с Кемеровской, Новосибирской и Иркутской областями. Везде отчетливо виден «эффект ножниц», когда в 2012-2014 годах линии расходов и доходов разошлись и дефицит значительно увеличился. С 2015 года линии стали соединяться и в 2016-ом подошли друг к другу вплотную, дефицит сократился, где-то даже вышел на «технический» уровень. Одним словом, регионы испытывают одинаковые проблемы. 

Высоки позиции края по показателям, характеризующим наполняемость бюджета доходами по итогам 2016 года. Так, край занимает 14 место в стране по доле налоговых и неналоговых доходов, характеризующей независимость от трансфертов из федерального центра (89,3%). Нам принадлежит 16 место по обеспеченности населения налоговыми и неналоговыми доходами консолидированного бюджета (69 417 рублей на человека). Край ежегодно увеличивает налоговую отдачу от региональной экономики для федерального бюджета - за 2016 год на 1 рубль полученных из федерального бюджета трансфертов в обратном направлении перечислено почти 8 рублей. Это в 1,5 раза больше, чем в 2012 году.

Коллеги, все цифры, которые я привёл - подтверждение того, что Красноярский край - самодостаточный, развитый регион, вносящий существенный вклад в экономику всей страны. Показатели социально-экономического развития края в 2016 году преимущественно свидетельствуют о позитивной или стабильной ситуации в крае.

В непростых условиях нам удалось добиться весомых результатов и при исполнении бюджета края. Третий год подряд в крае реализовывался план мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов. Такая концентрация усилий всех ведомств по ключевым направлениям приносит свои плоды. Судите сами: рост собственных доходов в 2016 году составил 17,6 млрд рублей. Из федерального бюджета привлечено дополнительно  9,9 млрд рублей в виде дотаций и бюджетных кредитов. В рамках оптимизации по итогам исполнения бюджета удалось снизить расходы краевого бюджета на 12 млрд рублей от первоначальной редакции бюджета.

С 1 января 2016 года произведено очередное увеличение размера минимальной заработной платы, что обеспечило его рост до 4 процентов с учетом дифференциации по территориям края. 

В прошлом году мы продолжили реализацию указов Президента РФ. По итогам года были выполнены целевые показатели по заработной плате, планы по переселению из аварийного жилья и другие задачи, обозначенные в указах.

Много сил и средств было направлено на подготовку к зимней универсиаде в г. Красноярске. В 2016 году была разработана проектно-сметная документация, получены заключения экспертизы и начато строительство объектов. 

Важным итогом стало обеспечение сбалансированности краевого и местных бюджетов в сложных экономических условиях. Мы преодолевали сложные кассовые разрывы, договаривались с крупнейшими плательщиками о более поздних зачетах и возвратах переплат. С целью компенсации выпадающих доходов территориям из краевого бюджета было предоставлено около 600 млн рублей и 1,3 млрд рублей в виде бюджетных кредитов. 

Динамика параметров консолидированного бюджета свидетельствует о растущем бюджете. Это очень важно для огромного края, ведь еще остается потребность в решении многих социальных, инфраструктурных и экономических задач. Сегодня с уверенностью можно сказать, что те задачи, которые ставил перед нами Виктор Александрович по доходам, расходам и дефициту, выполнены. Важно подчеркнуть, что мы справились с ними в непростых конъюнктурных и внешнеэкономических условиях. Хотя риски были весьма существенные.

За два года – 2015 и 2016-ый – мы достигли прироста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета края в размере 41,4 млрд рублей. При этом с учетом снижения дотации из федерального бюджета в сумме 5,4 млрд рублей (по отношению к 2014 году) рост собственных доходов составил около 36 млрд рублей. Нам, наконец, удалось переломить ситуацию, когда доходы края на протяжении пяти лет  находились на отметке в 150-160 млрд рублей и весь прирост налоговой базы уходил в федеральный центр. По итогам года мы подошли к отметке 200 млрд рублей и, как я уже говорил, вышли на 5 место среди субъектов РФ по абсолютному значению доходов.

Хотел бы подчеркнуть, что по поступлениям налога на прибыль мы только сейчас вышли на показатели 2010 года. Поступления данного налога в консолидированный бюджет в 2016 году составили 73 млрд рублей, при том что в 2010 году мы получали 70 млрд рублей. Напомню, еще в 2013 году поступления были ниже на 30 млрд рублей, что было связано, в основном, с влиянием федерального законодательства.
Я специально показываю этот слайд и хочу акцентировать ваше внимание на этом для того, чтобы мы понимали значение налога на прибыль для бюджета края и сильную зависимость поступлений налога от федеральных решений и внешних условий. На самом деле, мы не застрахованы и не можем гарантировать то, что этот сценарий не повторится и не окажет влияние на бюджетную политику края. Поэтому принимая дополнительные расходы, особенно расходы постоянного характера, мы должны эти риски учитывать.

Теперь о том, куда был направлен полученный прирост доходов. За два года расходы консолидированного бюджета края (без учета целевых средств из федерального бюджета) увеличились почти на 25 млрд рублей. То есть 2/3 прироста доходов пошло на увеличение расходов по всем основным направлениям: оплата труда, социальные льготы, взнос в ФОМС за неработающее население, поддержка отраслей экономики и т.д.

Мы достигли роста капитальных вложений. За 2016 год капитальные расходы составили около 24 млрд рублей, в том числе около 18 млрд рублей – за счет собственных средств. В 2017 году этот показатель стал еще выше – 35,8 млрд, в том числе 22,9 млрд рублей – краевые средства. Это примерно 17% от расходов бюджета. Хочу подчеркнуть, что объем капитальных расходов больше размера дефицита, а значит, заемные средства направляются не на текущие нужды, а на развитие края, что подтверждает эффективность их использования. 

Мы продолжили политику, направленную на снижение дефицита бюджета. Это так же одна из ключевых задач, поставленных Виктором Александровичем. 1/3 прироста доходов пошла именно на эти цели. В результате дефицит консолидированного бюджета за два года снизился более чем на 10 млрд рублей, а дефицит краевого – на 12 млрд. Темпы роста государственного долга заметно снижены. Такой ключевой показатель, как отношение гос. долга к налоговым и неналоговым доходам, за 2015 и 2016 годы не увеличился. Он сохранен на уровне 1 января 2015 года - 59%, при этом без учета бюджетных кредитов этот показатель даже снизился с 50% до 43,5%.

Справочно:

   Отношение долга к объему доходов без учета безвозмездных поступлений  Отношение коммерческого долга (банковские кредиты и ценные бумаги) к объему доходов без учета безвозмездных поступлений 
 на 01.01.2015   59,80%  49,94%
 на 01.01.2016   59,13%  47,17%
 на 01.01.2017  58,86%  43,47%


Эффективность проводимой бюджетной политики подчеркивают   независимые аналитики международных агентств. В частности, агентства «Standard & Poor’s» и «Moody’s» пересмотрели прогноз по рейтингам Красноярского края с «негативного» на «стабильный». 

Теперь несколько слов по исполнению местных бюджетов. По-прежнему основными «поставщиками» доходов в консолидированный бюджет края – около 65% - являются четыре территории, на которых сконцентрированы экспортоориентированные производства: Красноярск обеспечивает более 30% налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета,  Норильск  -  22,1%, Туруханский район – около 10%, Северо-Енисейский район – 7,1%. 
При этом рост доходов в 2016 году по отношению к 2015-му обеспечили большинство - 50 муниципальных образований. Снижение поступлений в консолидированный бюджет отмечается по 11 территориям, они отмеченные на слайде зеленым цветом. По темпам прироста доходов лидируют: Мотыгинский (164,6%), Кежемский (153%), Большеулуйский (146,8%), Шарыповский (146,4%), Туруханский районы (141,4%). 

В зоне нашего пристального внимания находится и муниципальный долг, объем которого за отчетный год возрос на 1,6 млрд рублей и составил 13,6 млрд рублей. Основная часть муниципального долга на протяжении последних лет формируется городом Красноярском: на 01.01.2017 – 11,6 млрд рублей, или 86% от общей суммы. Доля его долга в общем объеме собственных доходов превышает 80%. По нашему мнению, это уже высокий уровень, а значит пришло время остановиться и принимать серьезные меры по оздоровлению муниципальных финансов. При этом причины образования долга для всех муниципалитетов различны: если в одних долг связан с непредвиденными расходами, то в других увеличение долга заложено уже на стадии формирования  бюджета.

Еще одна беда некоторых территорий – это заведомое завышение доходов на стадии формирования бюджета, причем кое-где это происходит из года в год. В результате, помимо роста муниципального долга, это приводит к образованию кредиторской задолженности, объем которой по состоянию на 01.01.2017 составил более 300 млн рублей. Общий размер задолженности в течение 2016 года снизился почти на 800 млн рублей, но это снижение сложилось по городу Красноярску, а по некоторым муниципальным образованиям её объем, напротив, увеличился. В целом доля кредиторской задолженности муниципалитетов составляет менее 1% от годового объема расходов территорий. Однако, в Березовском и Тасеевском районах ее размер ежегодно составляет порядка 4%, что негативно отражается на текущем исполнении бюджетов. Коллеги, еще раз обращаю Ваше внимание: необходимо повысить качество управления муниципальными финансами и усилить финансовую дисциплину.

Вот те главные цифры, тенденции и проблемы, которые я хотел бы обозначить вам по итогам нашей совместной работы в прошлом году. Теперь о годе текущем.

Уже позади первый квартал 2017 года, и мы сейчас анализируем его итоги. Экономическая ситуация в целом чуть лучше предыдущего периода, однако сохраняет свою неустойчивость. По-прежнему сохраняется низкая конъюнктура на мировых финансовых рынках. Поэтому мы с осторожностью и без излишнего оптимизма строим наши оценки. В конце прошлого года были внесены серьезные изменения в налоговое и бюджетное законодательство, которые влияют на поступления в региональные бюджеты. Кроме того, как вы все знаете, Федерация начала реализацию одиннадцати федеральных приоритетных проектов. Поэтому в рамках прошедшей корректировки бюджета мы переформатировали часть расходов с учетом участия Красноярского края в их реализации. Достаточно сильно ужесточились условия получения финансовой помощи из федерального бюджета: сократились сроки представления заявок, введены санкции, появились дополнительные требования при предоставлении бюджетных кредитов и дотаций.

Месяц назад, в марте, Законодательным Собранием принята корректировка краевого бюджета. В ней учтены произошедшие изменения федерального законодательства. Данные изменения коснулись трех источников: налога на прибыль организаций, акцизов и налога на добычу полезных ископаемых. Где-то мы потеряли, где-то приобрели. При этом необходимо отметить, что впервые за последние годы принятые федеральные решения в совокупности обеспечили дополнительные налоговые и неналоговые доходы в краевой бюджет в размере 3 млрд рублей. Коллеги, несмотря на дополнительные доходы в текущем году, мы все-таки делаем осторожные прогнозы и говорим о сохранении неустойчивости. Почему? Дело в том, что курс доллара остается ниже параметров, учтенных при формировании бюджета более чем на 10 рублей. Цены на основные металлы чуть выросли относительно прошлого года, однако, по некоторым позициям также ниже учтенных в бюджете либо колеблются в пограничных значениях. Для нас было бы идеально, если бы цены на металлы подросли и больше не снижались, а курс доллара стабилизировался.

С учетом состоявшейся корректировки параметры краевого бюджета (с учетом целевых федеральных средств) в 2017 году изменены следующим образом: доходы увеличены на 9,4 млрд рублей (в том числе 3 млрд – за счет налоговых и неналоговых доходов и 6,4 млрд – за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета) и составили 201,5 млрд рублей; расходы возросли на 10,5 млрд рублей и составили 215,8 млрд рублей. Дефицит увеличен технически на остатки (1,1 млрд рублей) до 14,3 млрд рублей.

Дополнительные средства, предусмотренные весенней корректировкой, будут направлены на решение многих социально-экономических задач. Из основных - это реализация федерального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Ежегодно предусмотрено по 2 млрд рублей на ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог.  Стартовала реализация приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». 883,3 млн рублей пойдет на благоустройство муниципальных образований края. В рамках подготовки к проведению универсиады в городе Красноярске в 2017-2019 годах дополнительно выделено 2,2 млрд рублей на благоустройство краевого центра, в том числе снос ветхого и аварийного жилья, благоустройство общественных пространств, ремонт фасадов, высадку деревьев и освещение улиц. В целом (с учетом предусмотренных средств в краевом бюджете) на мероприятия по благоустройству и развитию инфраструктуры города Красноярска будет направлено в ближайшие три года более 6 млрд рублей. На 700 млн рублей увеличены расходы на капитальный ремонт учреждений образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания. Более 2 млрд рублей предусмотрено дополнительно на строительство и реконструкцию объектов социальной сферы.
Около 900 млн рублей пойдет дополнительно в 2017-2018 годах на мероприятия в рамках подготовки города Енисейска к 400-летнему юбилею. Более 500 млн рублей будет направлено дополнительно в 2017 году на поддержку агропромышленного комплекса. На строительство жилых домов для предоставления работникам бюджетной сферы к 50-ти имеющимся выделено в 2017 году еще 100 млн рублей.
 
По поручению Губернатора края в 2017 году выделены субсидии бюджетам муниципальных образований в сумме 50 млн рублей на развитие услуг связи в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах.  Финансовая помощь территориям края увеличена на 448,1 млн рублей. Общий объем межбюджетных трансфертов территориям в 2017 году составляет 84,2 млрд рублей, что выше уровня прошлого года на 2,5 млрд. Структура их традиционна: субвенции на выполнение переданных полномочий - 58% (48,7 млрд рублей); дотации - нецелевая финансовая помощь муниципальным образованиям - 26% (22,2 млрд рублей); объем субсидий в 2017 году составит 16% (13,1 млрд рублей). 

По-прежнему особым приоритетом для нас является содействие развитию местного самоуправления. Несмотря на то, что государственная поддержка местного самоуправления осуществляется в крае с 2008 года, в 2016 году она впервые приняла форму закона. Это позволило законодательно закрепить гарантии поддержки муниципальной власти.

В 2017 году установленные законом формы оказания поддержки реализуются в рамках государственной программы «Содействие развитию местного самоуправления». Все направления и суммы вы хорошо знаете, поэтому не буду их перечислять. При этом коротко остановлю на трех формах поддержки.

Первая – за развитие налогового потенциала. По итогам 2016 года было перечислено 30 млн рублей территориям в зависимости от достигнутых результатов. При этом два муниципальных образования, также вошедшие в 20-ку лучших по достигнутым показателям – это г. Бородино и поселок Солнечный - не получили средства, так как не представили в срок заявку с требуемой информацией. По нашему мнению, это говорит о том, что эти территории попали в число победителей не благодаря усилиям и осмысленным действиям органов местного самоуправления, а просто потому что так сложилось…Что касается самой методики, то здесь ещё раз хочу подчеркнуть: мы готовы вносить в неё изменения, которые более точно будут учитывать вашу роль в развитии налогового потенциала территории. Но никаких предложений на этот счёт от вас нет.

Второе направление – содействие повышению уровня открытости бюджетных данных. Напомню, задача публикации бюджетов для граждан была поставлена Президентом страны. В течение двух лет в крае действовал механизм поддержки территорий, достигших наилучших результатов в открытости бюджетных данных. В 2015 и 2016 годах были распределены субсидии объемом 20 млн рублей ежегодно.  Эффективность данного механизма подтверждается повышением оценки показателей, характеризующих уровень открытости местных бюджетов. Если в 2014 году только треть территорий начали публикацию бюджетов для граждан, то в 2016 году эта работа проводилась уже во всех территориях. С этого года работа по открытости переходит в разряд вашей текущей деятельности.

И третье направление, на котором я остановлюсь, - это новая подпрограмма под названием «Поддержка местных инициатив». Целью ее является повышение эффективности бюджетных расходов через вовлечение граждан в бюджетный процесс. Пилотными муниципальными образованиями в этом году определены шесть территорий. Надо отметить, что программа нашла положительный отклик и граждане активно включились в процесс: в поселениях проводились собрания жителей и сами жители выбирали объекты, требующего вложения средств. В основном это строительство детских игровых и спортивных площадок, ремонт домов культуры, благоустройство центральных площадей и парков. В ближайшее время будет подписано постановление Правительства края о распределении средств с учетом рассмотрения всех заявок Советом по развитию местного самоуправления. 

Прошедшие этапы реализации программы показали свою эффективность. Если на начальном этапе и были сомневающиеся в успехе проекта, то сейчас их практически не осталось.
Поэтому будем следить за дальнейшей реализацией проекта и если этап непосредственной реализации местных инициатив так же будет положительным, то при подготовке проекта бюджета на следующий бюджетный цикл будем предлагать расширить перечень территорий – участников проекта.

Кстати, новым законом о поддержке местного самоуправления отдельной статьей предусмотрена поддержка поселений, в которых введено самообложение граждан. На 1 рубль собранных средств планируется выделять 1 рубль бюджетных средств. В настоящее время мы разрабатываем специальный порядок.
Поэтому прошу вас также обратить на это внимание. Это еще один механизм привлечения средств в территории для решения стоящих перед вами задач.

Уважаемые коллеги! 

И в заключение по традиции обозначу задачи, которые стоят перед нами на ближайшую перспективу. Их, конечно, много, но на некоторых хотел бы отдельно остановиться. Так получилось, что наша встреча проходит до коллегии Минфина России. Она состоится послезавтра, я планирую принять в ней участие. Поэтому все те новые задачи, которые будут там обозначены, мы доведем до вас в рабочем порядке.

Задача номер один для всех нас – укрепление доходной базы. Решим эту задачу – значит решим все остальные. Нам очень важно сохранить динамику роста доходов. Это будет очень трудно сделать, потому что внешние условия остаются непростыми. На прошедших выездных совещаниях мы с вами обозначили все возможные резервы роста доходов, договорились о создании специальной межведомственной комиссии. Поэтому будем продолжать работу в этом направлении с учетом принятых решений.

Параллельно работаем над повышением эффективности расходов и дальнейшим снижением дефицита. Все мероприятия отражены в соответствующих документах, мы по-прежнему будем вести мониторинг реализации ваших планов.

Безусловным приоритетом для всех нас остается выполнение майских указов Президента. Приближаются конечные сроки дорожных карт. И главная наша задача здесь – вопрос по заработной плате отдельных категорий работников бюджетной сферы. Вы знаете, что пока основной дефицит средств наблюдается по культуре и социальной политике. Поэтому сейчас мы вырабатываем оптимальное решение для того, чтобы обеспечить установленные указами целевые показатели. Уже проведено несколько совещаний у Виктора Александровича. В ближайшее время мы планируем обсудить подходы с депутатами Законодательного Собрания и затем доведём до вас принятые решения.

Самое серьезное внимание необходимо уделить реализации федеральных и краевых приоритетных проектов. Огромные вложения бюджетных средств – как федеральных, так и краевых – предусматриваются по данным направлениям, поэтому надо максимально эффективно их использовать.

Еще раз напомню, что Федерация продолжает реформу учреждений и теперь планирует перейти от гос. заданий к государственному социальному заказу на оказание услуг. Уже разработан соответствующий проект федерального закона, и Красноярский край стал участником пилотного проекта по его апробации. Поэтому будем совместно двигаться в заданном направлении.

В текущем году наступит активный этап внедрения централизованной автоматизированной системы управления финансами, которая позволит повысить качество бюджетного процесса. Сегодня во второй части коллегии вы услышите подробный доклад на эту тему.

Также мы ставим перед собой задачу обобщить существующий в крае опыт реализации проектов в сфере повышения финансовой грамотности населения и разработать комплекс мер в данном направлении.

Уважаемые коллеги!

Хочу поблагодарить всех вас за работу, за ваш каждодневный вклад в наше общее дело. Улучшение качества жизни населения края, развитие инфраструктуры и отраслей экономики – в том числе это и ваша заслуга. В этом году 8 сентября мы отметим двухсотпятнадцатилетие со дня образования финансовой системы России. Это очень серьезная дата, хотя мы-то понимаем, что история финансовой системы имеет гораздо более глубокие корни. К этой дате мы должны подготовиться и поблагодарить за работу наших сподвижников, ветеранов, специалистов - всех, кто внёс свой вклад в развитие финансовой системы края. Сегодня роль финансистов как никогда значима. И я надеюсь, что мы с вами справимся со всеми поставленными задачами!

Желаю вам успехов и благодарю за внимание!

Назад

Приложения

Презентация к докладу (2297KB)
 
© 2010. Министерство финансов Красноярского края

660021, Россия, г. Красноярск, пр. Мира, 103
Телефон: + 7 (391) 222-13-01, факс: + 7 (391) 211-91-34, E-mail: kanc@krasfin.ru, k301@krasfin.ru
Администратор сайта: +7 (391) 222-13-74



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика